Экологическое Проектирование в Курске

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие
на окружающую среду

 

В соответствии со Статьёй 16. Федерального закона «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

 

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (в 2016 году нет точных сведений по поводу расчёта);
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

 

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (в 2016 году методика расчёта уточняется). Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Постановка объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащие сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723), подпунктом 5.2.45 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586).МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 23 декабря 2015 г. N 554

Разработка проектов предельно-допустимых выбросов

 

В соответствии с Федеральным Законом "Об охране атмосферного воздуха" 1999 года с изменениями от 31 декабря 2005 года и Постановлением Правительства РФ "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно-допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ" № 182 от 02.03.2000 разработка предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) обеспечивается предприятием, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Природопользователи проводят инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу.

 

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается во исполнение:

  • Федерального Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха";
  • Федерального закона "Об охране окружающей среды";
  • Постановления Правительства Российской Федерации N 182 от 2 марта 2000 г. "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ";
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".

Разработка проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов и
составление паспортов отходов

 

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, разрабатывают и оформляют проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение(ПНООЛР). (Данная норма действует с 1 июля 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Действующим законодательством субъектам малого и среднего предпринимательства предусматривается отмена обязательной разработки и представления в федеральные органы исполнительной власти уполномоченные в области обращения с отходами, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проекты ПНООЛР). Вместо этого для таких предприятий будет вводится отчетность о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом (в том числе путем размещения) в уведомительном порядке. Однако, в действующем Регламенте установки нормативов образования и лимитов размещения отходов такой порядок не предусмотрен, а иного документа, подтверждающего расчет нормативов кроме Проекта -нет. Таким образом, до выработки регламентирующих документов разработка ПНОЛРО и его согласование остается в силе и для представителей малого предпринимательства.

Ежегодно предприятия подтверждают в техническом отчете неизменность производственного процесса, используемого сырья, обращение с отходами, нормативы и количество образующихся отходов, представленные в ПНООЛР, их классы опасности для окружающей среды. Технический отчет представляется в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора( приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» ).

В случае наличия у хозяйствующих субъектов нескольких отдельно расположенных объектов размещения отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается по каждому объекту отдельно.

Законодательная база разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект ПНООЛР). ПНООЛР оформляется в соответствии с требованиями Приказа Ростехнадзора РФ от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов

Разработка нормативов допустимого сброса

 

Законодательная подоснова разработки нормативов допустимых сбросов и получения разрешения на сбросы:

  • Федеральный закон N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ;
  • Водный кодекс РФ.Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ;
  • ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения;
  • ГОСТ 17.1.1.02-77. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов;
  • ГОСТ 17.1.1.03-78. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользования;
  • ГН 2.1.5.1315-03 "ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования";
  • ГН 2.1.5.1316-03 "ОДУ химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования";
  • Приказ Госкомрыболовства России от 28.04.99 № 96 об утверждении Перечня рыбохозяйственных нормативов: ПДК и ОБУВ вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" ;
  • Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2008, N 11198);
  • МПР и Э РФ. Приказ от 31 октября 2008 г. N 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

 

Для получения разрешения на сбросы необходимо представить следующие документы:

  • данные о расположении каждого выпуска сточных (дренажных) вод с наименованиями водных объектов, куда осуществляются сбросы ;
  • карту-схему расположения выпусков сточных (дренажных) вод;
  • утвержденные нормативы допустимых сбросов (НДС) для каждого выпуска;
  • данные о расходе сточных( дренажных) вод отдельно по каждому выпуску ;
  • установленные лимиты на сбросы для каждого выпуска ;
  • согласованный план снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (в случае его необходимости) и отчет о выполнении этапов указанного плана;

Решение о выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы принимается территориальным органом Росприроднадзора